Лаковая миниатюра Федоскино

Живопись Федоскино – настоящее народное искусство. В этом промысле переплелись народные традиции, настоящая художественная живопись и русская философия.

Шкатулка Федоскино – это отображение исторических вех России, развития ее народных промыслов и переосмысление труда простого человека, который преображается в талантливого художника-реалиста.

Сегодня изделия федоскинского промысла настоящий бренд. Шкатулки Федоскино дарили Папе Римскому, королеве Елизавете II и многим другим политическим деятелям, известным личностям. Качественная авторская миниатюра может стоить несколько тысяч долларов.

История

В середине 18 века, селе Данилково (сейчас входит в состав села Федоскино) купец П.И.Коробов основал мануфактуру по производству лакированных козырьков для головных уборов.

Позднее в 1795 году мануфактура была преобразована в табакерочную фабрику. Изначально на фабрике планировалось производить табакерки из папье-маше с изображениями. Эти изделия были очень популярны в Европе и России. Коробов перекупил технологию производства материала папье-маше у Иоганна Штобвассера – крупнейшего фабриканта в Германии. Также, купец Коробов пригласил из Брауншвейга мастеров по изготовлению и декорированию изделий из папье-маше. Они обучили русских рабочих и дело стало развиваться. В 1819 году фабрика перешла по наследству дочери П.Коробова Екатерине и его зятю Петру Лукутину. С этого периода ассортимент фабрики расширился и обогатился новыми техниками декорирования. Раньше рисунки просто печатали на табакерках и шкатулках. При Лукутине изображения стали рисовать масляными красками и украшать сусальным золотом и перламутром. Также, производили короба для ниток, панно, сахарницы, подносы.

Техника живописи и производства усложнялась и расширялась. При фабрике появилась художественная школа, где обучали детей, будущих мастеров. Табакерки и шкатулки расписывались масляными красками, сюжеты были самые разные от портретов до сложных жанровых сцен. Поверхность изделий покрывалась черным лаком либо украшалась узорами шотландка, под черепаху. Популярными были роспись в монохромных цветах – белый фон и рисунок в черном, сером оттенках, а также, декорирование под малахит и агат.

Технология письма федоскинских лаковых миниатюр

  1. Самое главное в шкатулке – основа из папье-маше. Картонные листы нарезают на полосы, пропитывают клеем и навивают на металлическую основу, чтобы придать будущему изделию форму. Прессуют и просушивают 14 дней.

  2. Затем, заготовку проваривают в горячем льняном масле, чтобы структура картона и клеевые слои стали монолитными. Опять сушат 14 дней при температуре 100 градусов.

  3. После этого, заготовку правят столяры, грунтуют, шлифуют, ставят петли, если необходимо другую фурнитуру. После этого передают готовую форму художникам. Технологию изготовления папье-маше нужно обязательно соблюдать, чтобы шкатулка была прочной как дерево и не разбилась. В конце форму лакируют. Внутри покрывают красной эмалью, снаружи черной.

  4. Художники подготавливают поверхность под роспись. Где нужно затирают поверхность, чтобы краски лучше легли. Размечают будущих рисунок с помощью карандаша.

  5. Многие сюжеты стали давно классическими, такие как Тройка, Хоровод, Снегурочка и другие. У художников есть кальки с готовыми рисунками которые просто переносятся на поверхность. Также, придумывают свои авторские сюжеты, портреты на заказ, новые темы и другие. Тогда художник сначала создает эскиз и потом пишет миниатюру. Такие работы считаются авторскими и стоят очень дорого.

  6. Перенеся рисунок, художник наносит первые мазки, размечая будущую миниатюру. Затем изображение покрывается несколькими слоями лака. Если предполагается, что рисунок будет украшен перламутром или кусочком сусального золота, то эта деталь помещается между слоями лака. Благодаря перламутру или сусальному золоту достигается эффект «свечения», кажется, что поверхность изделия переливается всеми цветами лака. Затем шкатулка сушится.

  7. После просушки, наносится миниатюра. Рисунок выполняется масляными красками очень тонкой кистью.

  8. Когда миниатюра готовится, поверхность еще раз покрывается в 7-10 слоев лака.

Отличие лаковых миниатюр Федоскино от Палеха

  1. Основное отличие Федоскино от других миниатюр – это настоящая масляная живопись. Художественная работа с реалистичными сюжетами.

  2. Мягкая цветовая палитра. В зимних сюжетах преобладают холодные цвета – белый, голубой, синий.

  3. Реалистичный живописи. У Палеха, Мстеры, Холуя используется иконописный стиль.

  4. Если шкатулка произведена на Федоскинской фабрике, внутри на крышке стоит клеймо.

  5. Присутствие дополнительных декоративных элементов – натуральный перламутр, раковина или лист сусального золота.

Стоимость шкатулки Федоскино

Цены на настоящие федоскинские шкатулки начинаются от 1600 рублей, в зависимости от размера, известности художника и сложности миниатюры. Если вы решились приобрести настоящую миниатюру – вы не прогадаете, с годами, хорошая работа превращается в антиквариат.

Как отличить подделку Федоскино от настоящего изделия

  1. Основа. Часто подделки изготавливают из дешевого мдф. У таких шкатулок более шероховатая и легкая поверхность, крышка слегка болтается.

  2. Понюхайте изделие. Если сильно пахнет лаком – это подделка. Подлинная вещь будет пахнуть льняным маслом.

  3. Посмотрите, есть ли подпись художника и клеймо фабрики внутри изделия.

  4. Маленький нюанс. Настоящие лаковые миниатюры мастера продают в специальных картонных коробочках, обклеенные внутри ватой. Если вам отдают шкатулку в обычной картонной коробке без подложки скорее всего, это подделка.

Где купить

Идеально, если вы посетите Федоскинский музей и фабрику. При фабрике Федоскино есть маленький магазин где можно купить настоящую шкатулку.

Если у вас нет такой возможности, приобретайте изделие в специальных магазинах русских сувениров, там же, где продают матрешки, шкатулки, платки.

Не рекомендуем покупать миниатюры на рынках или базарах, 80% товаров представленных там – подделки.

Яндекс.Метрика