Жостовские подносы

Жостовские подносы найдутся почти в каждом доме в России. Яркий, с воздушной росписью, он пользуется особенной популярностью у хозяек.

Расписные подносы — это декоративное панно, подставка под горячее, поднос для сервировки, а также, ими украшают праздничный стол.

История жостовского подноса

Жостовский поднос Цветы
Жостовский поднос Цветы

Первые упоминания о жостовском промысле связаны с мастерской Осипа Филипповича Вишнякова, открытой 1825 году в Московской области в село Жостово (Мытищинский район).

У семьи Вишняковых уже были свои производства и мануфактуры — они изготавливали табакерки, шкатулки, козырьки для фуражек и прочие популярные товары.

В старину металлические подносы были главным обиходным предметом, на них ставили горячий чайник или самовар. В трактирах подавали чай и угощения.

В богатых домах, подносы использовались для передачи визитных карточек, посетители таким образом представлялись хозяевам особняка, либо оставляли карточку в знак почтения.

Первые подносы в 17 — 18 веках делали исключительно из дерева, так как это был самый распространенный и доступный материал.

Первые металлические экземпляры изготавливали из меди, это были обычные доски с ручками. Украшались гравировкой или незамысловатой росписью.

С начала 19 века популярными стали подносы из железа и папье-маше. Некоторые из старинных образцов мастерской Вишняковых сохранились до наших дней.

Технология изготовления жостовского подноса

Металлический жостовский поднос Лето
Металлический жостовский поднос Лето

Основу для подносов делают с помощью пресса. Бортики выковываются отдельно. Под прессом изготавливают стандартные формы — овальные, прямоугольные.

Если художнику нужна определенная, необычная форма, он обращается к кузнецу или частному мастеру.

Перед росписью на поверхность подноса наносится грунт — черная эмаль в несколько слоев.

При этом, каждый слой просушивается, затем шлифуется, чтобы убрать неровности и шероховатости, затем наносится еще один слой.

Если необходимо создать фон вишневого, зеленого или оттенка слоновой кости, подбирается специальная цветная эмаль.

Иногда, чтобы фон приобрел легкий блеск, поверхность посыпают металлическим порошком, который проступает сквозь фон и придает золотистый или серебристый отлив.

В некоторых авторских работах используются перламутровые детали или целые пластины, эта техника инкрустации перламутром позаимствована из Федоскино.

Мастера Федоскино издавна используют перламутр для инкрустации шкатулок. Перламутровый блеск придает картинам на шкатулках глубину и необычность.

Традиционно, жостовские узоры наносились только на металлическую поверхность, но сейчас, легендарные букеты можно встретить и на деревянных сувенирах, мебели, бижутерии.

Художники пишут только беличьими кисточками и масляной краской. Для получения более светлого оттенка, краску разводят либо льняным маслом, либо скипидаром.

Иногда используется акрил, но редко, только для замалёвка, верхние элементы всегда пишутся маслом. Профессиональные художники знают, что из-за технических характеристик масляные и акриловые краски вместе использовать нельзя.

Дополнительный инструментарий художника — палитра, нож, стилус, стирательная резинка, тряпочки или ватные тампоны для коррекции лишней краски, льняное масло, оливковое масло,машинное масло, скипидар, линейка для поддержки руки, наждачная бумага.

Фабричный жостовский поднос
Фабричный жостовский поднос

Все это мелочи, которые профессиональный мастер всегда держит под рукой, ведь жостовская роспись — невероятно трудоемкий процесс.

Нанесение рисунка производится в шесть этапов: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

Замалёвок — это нарисованные пятна, которые художник распределяет по поверхности, создавая будущую композицию.

В этот момент определяется размер цветов, их оттенки, автор крутит эскиз на колене и смотрит, насколько гармоничным получается сочетание оттенков. Затем, изделие отправляется в сушильный шкаф.

Тенежка — поднос вынимают, зашкуривают поверхность, чтобы следующий слой краски ложился плотнее и сочнее.

Тенежка — от слова «тень», художник распределяет блики, наносит мазки полупрозрачной краской, благодаря чему цветы приобретают знаменитый жостовский объем.

Лессировочные краски кладут каскадом, переходя от светлых к более сочным оттенкам.

Перемалёвок или прокладка — следующий этап. Художник смотрит, где не хватает цветов или деталь смотрится слишком однотонно, там слегка меняется палитра.

Бликовка — где необходимо высветляются элементы, чтобы передать объемность, так усиливается игра цветовых переходов. Это самый важный этап в жостовской росписи. Именно благодаря этой технике, получается объемное изображение и композиция приобретает воздушность.

Чертежка — художник очерчивает края цветов и листочков, придает им законченный вид.

Привязка — там где остаются пустые места, рисуют завитки и усики, таким образом, автор «связывает» букет вместе. На этом этапе художник использует специальную тонкую, «привязочную» кисть.

Последний шаг — декоративное оформление шедевра, нанесение золотого орнамента. Узор наносится либо золотой пастой, либо порошок из сусального золота перемешивается с лаком и наносится тонкой кистью. Этот этап называется «уборка».

Потом изделие лакируется в 3 или 5 слоев с промежуточной сушкой. Получается настоящий жостовский поднос. Лаковое покрытие обязательно, оно защищает узор и металлическую поверхность от царапин и сколов.

Как отличить подделку

У подлинных жостовских изделий всегда имеется клеймо «Жостово», под композицией или на обороте изделия вы найдете подпись автора, которое подтвердит, что это ручная работа.

На самом деле подделок не так много, так как изготовление жостовского подноса достаточно сложная, трудозатратная задача.

Многие полагают, что настоящее Жостово производят только на фабрике декоративной росписи, но это не так. В этих же областях находится несколько частных мастерских, которые также производят аутентичную продукцию.

Некоторые художники уходят с фабрики и создают небольшие частные предприятия, при этом, технология изготовления не меняется.

В чем тогда разница?

  • фабричные изделия отличаются более высоким качеством работы, так как применяются новейшие технологии и используется профессиональное оборудование. Но фабричная продукция отличается и высокими ценами.
  • Частные мастера делают подносы по-старинке, с использованием небольших печей, расписывают изделия на дому. Так как жостово относится к народным промыслам, то изделия частников по праву могут считаться, также, настоящей жостовской продукцией. Цены на такие подносы не высокие, но качество среднего уровня.

Жостовские букеты трехмерные, цветы смотрятся объемно, так создать композицию может только настоящий творец из села Жостово.

Кому и как дарить поднос

Жостовский промысел особенно любят французы, итальянцы и японцы. Приобретая сувенир в подарок, вы можете дополнить его изящными подарками в едином стиле, например, добавить павлово-посадский платок с букетами роз, деревянную бижутерию — браслеты, серьги или заколки с жостовскими узорами.

Жостовские подносы прекрасно сочетаются с живыми розами, пионами и ромашками.

Яндекс.Метрика