Лаковая миниатюра Палех

Шкатулки из Палеха – одни из самых популярных русских сувениров. Многие слышали о расписных, дорогих шкатулках. Немногие знают, что изначально Палех славился своими иконами и талантливыми мастерами.

История лаковой миниатюры Палех

Сведения о первых иконописцах из Палеха встречаются около 13-14 веков. Талантливые рисовальщики уезжали в соседние города для росписи храмов, нанимались для создания фресок, больших икон, декорирования стен и потолков известных церквей. По летописям и спискам работников, нам известно, что среди нанятых искусных художников были и палешане. Художественный стиль палешан явно виден в старинных иконах, он отличается ювелирной тонкостью и изящностью деталей.

Обычно, иконописцы работали только на крупные заказы из храмов, расписывали церкви и часовни. Когда же заказов нет, художники рисовали дешевые иконы и продавали их на рынках, ярмарках. При этом, жители Палеха вели обычную деревенскую жизнь, занимались сельскохозяйственными работами и только в свободное от крестьянского труда время, писали иконы.

Профессиональные иконописные мастерские появились в Палехе в 19 веке. Самые известные из них – мастерские Н.И. Корина, Л.Н. Сафонова, Першина, П.М. Соколова. Некоторые мастера основывают свои ремесленные цеха в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Москве и других крупных городах. К сожалению, в начале 20 века, огромный ассортимент и появление печатных икон удешевило труд палешан и ремесло стало приходить в упадок.

После революции 1917 года и отказ от православия окончательно убил отрасль. Но талантливые мастера стали искать выход из положения и он нашелся. В 1922 художник Иван Иванович Голиков увидел лаковую шкатулку Федоскино с росписью и загорелся сделать нечто подобное, но в палехском стиле. Федоскино с 17 века было знаменито своими табакерками и шкатулками с изысканной росписью. Заготовки из папье-маше делались там же. Палешане решили попробовать повторить опыт федоскинцев и начали рисовать на формах папье-маше. В 1924 году И.И. Голиков образовал артель из семи художников. В 1925 году на выставке в Париже Кооператив палехских мастеров выиграл первый приз в категории «Роспись», художники получили почетные дипломы за расписные подносы из папье-маше.

С конца 1920-х годов появились первые палехские шкатулки. С течением времени сюжеты и техника исполнения менялись, но оставалась прежней технология изготовления и письма лаковой миниатюры.

Технология письма лаковых миниатюр

Написание миниатюр – сложное и трудоемкое дело.

  1. Форма. Сначала подготавливается форма из папье-маше – заготовка под роспись. Это может быть не только шкатулка, очень популярны тарелки, панно, подставки для ручек и другие аксессуары, предметы интерьера. Форма задает стиль росписи будущему изделию.

  2. Поверхность заготовки покрывают шпатлёвкой. Обычно внутренняя часть шкатулок промазывается красной эмалью, ранее использовалась киноварь. Внешняя часть покрывается черным лаком плотным слоем. Это делается для создания контраста и яркой красоты. Затем, изделие целиком покрывают светлым лаком в 5-6 слоев. Сначала мастера использовали для этой цели лак из натуральных ингредиентов, но у него был недостаток, со временем, слой трескался и изделие портилось. Сейчас используется лак пф-283 для покрытия масляных красок. В состав лака также входят природные смолы, растительные масла, но он надежнее и крепче защищает поверхность шкатулки.

  3. Готовые формы передают художником для дальнейшей работы. До сегодняшнего времени художники пользуются старыми технологиями письма. Для росписи применяют натуральную сухую темперу, которую разводят со специальной яичной эмульсией. Берут яичный желток, добавляют немного воды, капельку уксуса, все тщательно перемешивают. Получается густая эмульсия. Затем, уже ее смешивают с темперой. Благодаря натуральным краскам и желтку, получаются теплые, солнечные цвета.

  4. Перед началом росписи, подготавливается поверхность заготовки. Рабочую часть зачищают пемзой, намечают рисунок либо тонким карандашом, либо иголочкой. Чтобы изображение было четким, изначально мастер рисует его на кальке, затем переносит на поверхность заготовки. Есть повторяющиеся сюжеты миниатюр, классические рисунки – тройки, хороводы и другие известные сюжеты. Эскизы этих традиционных работ есть у каждого мастера. Но иногда, художник придумывает свой сюжет, которого еще не было и никто не рисовал, такая работа называется авторской и ее стоимость значительно выше, чем у классических миниатюр.

  5. После разметки, художник наносит тонкой кистью белые пятнышки – замалевок. Это делается для того, чтобы после цветной росписи не проступали пятна черного фона. А темперная краска ложилась легче и крепче. Также, благодаря пробелам, миниатюры получаются более объемными и рельефными.

  6. Затем художник очень тонкой кистью пишет сюжет – эпизод из сказки, портрет или жанровую сцену. Отдельно прописываются лица, фигуры, контуры деревьев и зданий. Законченную миниатюру закрепляют – покрывают в несколько слоев копаловым лаком и тщательно просушивают. После этого, детали прорисовываются сусальным золотом. Для этих драгоценных элементов используют настоящее сусальное золото. Его приобретают в виде тончайшей фольги, которая потом размягчается пальцами, а для вязкости добавляется гуммиарабик. Чтобы золотая краска получилась удачной, то есть ею можно легко писать, дополнять изображение, рисовать орнамент. Золотом пишут «в щетинку» — это визитная карточка палехских миниатюр – тончайшие золотые линии на одежде, складки, которые смотрятся как щетинка. Техника ассиста или инокопь – когда частички золота наклеиваются на поверхность и так образуют узор или элемент рисунка. Золотом пишут орнамент вокруг миниатюры или на боковых частях изделия. Это трудоемкая и сложная работа, иногда, этой работой занимаются отдельные мастера, специалисты по орнаменту. Чтобы золотые элементы блестели, их натирают зубом волка.

  7. Когда миниатюра закончена, художник ставит свою подпись и передает изделие в лакировку. Завершающий этап – полировка на круге, обтянутым бархатом или плюшевой тканью. Поверхность протирают льняным маслом.

Как отличить оригинал от подделки

Сегодня шкатулок Палех великое множество, их можно купить в сувенирных магазинах, лавках, на рынке, в ларьках. Настоящие миниатюры – не просто красивые подарки, это произведения искусства, которые со временем становятся дороже, а после 50 лет переходят в разряд антиквариата, это касается особенно работ написанных известными палехскими художниками Буторины С.А. и Е.С., Лопатин А., Ходов В.М и другие. Поэтому если вы хотите не просто купить расписную шкатулку, а вложить деньги в настоящий шедевр, вот несколько рекомендаций, как отличить настоящий Палех от подделки.

  1. Цена. Хорошая работа никогда не стоит дешево. Самая простая подлинная миниатюра небольшого размера будет стоить от 1500 рублей.

  2. Материал. Настоящий Палех пишется на папье-маше. Сейчас встречается множество шкатулок из оргалита, мдф, дерева. Художники используют изделия из дерева как основу – но очень редко.

  3. Письмо. Тонкое палехское письмо – легко отличить от других школ лаковой миниатюры, оно видно сразу. Для того, чтобы научиться читать рисунок, достаточно посмотреть изображения в интернете, внимательно рассмотреть иконы и музейные экземпляры. Характерные черты – пробелы, тонкие золотые линии, живые деревья с мелкими листочками, клейма, орнаментальные здания.

  4. Запах. Настоящее изделие пахнет маслом. Понюхайте шкатулку, если ударяет резкий запах лака – это подделка.

  5. Каждая миниатюра подписана, четко читается фамилия и инициалы художника.

  6. Место покупки. Настоящая миниатюра чаще всего встречается в специализированных сувенирных магазинах, лавках при музеях, галереях. На рынке вы также, можете встретить подлинное письмо. Иногда на ярмарках торгуют работами палехских художников написанных частным образом. Но для того чтобы не промахнуться, нужно хорошо разбираться в народных промыслах и особенностях миниатюр.

  7. Сертификат. Некоторые изделия продаются с сертификатами подлинности, чаще всего это работы изготовленные на фабрике Палех.

Стоимость шкатулки Палех

Цены зависят от:

— габаритов изделия. Чем больше шкатулка или панно, тем сложнее рисунок, дороже работа.

— сложности декорирования и письма. Простая миниатюра, где представлены одна или две фигуры будут стоить от 2000 рублей, сложные изображения с клеймами и множеством деталей стоят дороже.

— известности художника. Начинающие мастера, ученики и молодые создают отличные палехские изделия, но они стоят недорого. Знаменитые художники, работы которых известны за рубежом, проводят выставки, оценивают свои шедевры очень дорого.

Где купить

Лучше всего приобретать шкатулки и миниатюры в сувенирных магазинах, там где продают изделия народных промыслов. В магазине вам дадут консультацию по любой работе и расскажут из чего состоит цена изделия, что лучше купить в подарок или для себя.

Если вы собираетесь на экскурсию в один из центров лаковой миниатюры, то лучшим местом приобретения подарка будет магазин при музее или фабрике.

Яндекс.Метрика